Вопросы профессионального развития персонала - электронный научный журнал
Решение актуальных проблем населения города Казань в социальной сфере, посредством применения ИТ — Вопросы профессионального развития персонала

Решение актуальных проблем населения города Казань в социальной сфере, посредством применения ИТ

Тип статьи:
Авторская

Юсупова Ф.Т., учитель I категории, МБОУ «средняя школа 54», Юсупова Р.Н., студентка 2 курса ККИ РУК (СПО)

Острота и разнохарактерность социальных проблем, которые приходится решать органам социальной защиты населения города Казани, придают особую актуальность вопросам информатизации социальной работы в органах соцзащиты. Это тем более необходимо, что органы социальной защиты населения являются проводниками социальной политики государства и от них зависит очень многое в деле реализации федеральных законов и нормативных правовых актов, различного рода социальных программ. На уровне местного самоуправления решается широкий спектр различных задач, что дает возможность развивать социальную сферу, повышать качество предоставляемых населению социальных услуг, оперативно реагировать на изменения в законодательстве, потому что все это связано с повседневной жизнью и заботами многих тысяч людей.

В такой ситуации многое зависит от мобильности социальной защиты, от активности и подготовленности специалистов данной сферы, от точности, достоверности и полноты имеющихся данных. Данная ситуация разрешима только в том случае, если сотрудники социальной защиты будут иметь в наличии эффективный инструмент, который позволил бы иметь доступ к актуальной информации относительно потребностей и проблем населения города Казань. И здесь может быть только один путь — информатизация, без которой сегодня немыслимо какое-либо поступательное движение.

Информатизация социальной сферы предполагает решение проблем разработки и внедрения типовых информационно-вычислительных систем по следующим направлениям: социальная защита населения; связь с представителями власти, трудоустройство молодежи и занятость населения; охрана здоровья; народное образование; охрана окружающей среды; мониторинг общественного мнения.

Основной целью создания единого информационного пространства является предоставление потенциальным пользователям (органам управления, подразделениям социальной сферы, органам власти) информационных услуг, обеспечивающих им оперативное и надежное взаимодействие при решении задач. Например: обмен мнениями и данными с коллегами из других регионов, поиск требуемой информации в данном информационном пространстве, сотрудничество с другими службами (пенсионным фондом, налоговой инспекцией и т.д.).

Изучение информационных ресурсов в разных структурных подразделениях социальной сферы позволяет сделать вывод: внедрение современных информационных средств, и технологий, организованных в виде распределенных баз данных общего пользования позволит повысить эффективность работы территориальных органов управления и организаций социальной сферы за счет автоматизации операций по сбору, учету, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для принятия решений.

В настоящее время возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих, изменения технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющего новым требованиям:

  • постоянное увеличение объёмов обрабатываемой информации и необходимость сокращении сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих слоев населения, отражающего нестабильность экономической и политической обстановки в стране;
  • высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов: объем и сложность нормативно-правовой системы, растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения;
  • потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищённых слоев населения (адресная защита);
  • потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать Программы-минимум и Целевые программы;
  • постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций;
  • постоянно возрастающие требования к сотрудникам социальной защиты по повышению производительности и качества труда и необходимость сокращения текучести и повышения престижности их профессии.

Информационные технологии в социальной сфере обеспечивают:

  • сбор, накопление фактов и статических данных о социальных отношениях и процессах, социальной структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания;
  • хранение информации в такой форме, которая позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости;
  • сравнение показателей текущих социальных процессов с нормативными моделями социального воспроизводства населения и с учетом динамики их изменений;
  • взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы; обеспечивают оперативное, своевременное и полное представление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней.

Использование информационных технологий в органах управления социальной защиты населения позволяет улучшить качество работы, способствует экономии времени при решении социальных проблем клиентов.

В этой работе мы предлагаем создать социальную сеть под названием: “Информационный портал города Казань”. Она будет создана на платформе InstantCMS версия 2.6.4, так как она легкая в использовании и подходит для создания больших порталов.

Сайт состоит из следующих частей: главного меню навигации, текста статьи и блока картинок.

С помощью главного меню навигации можно переместиться на любую страницу сайта. При наведении мышкой на имя раздела, под именем появляется выпадающий список. Сайт состоит из следующих разделов.

Анкета. В этот раздел включены данные, которые помогут пользователям и так же правительству познакомиться друг с другом.

Новости. В этом разделе рассказывается об основных новостях Казани, Татарстана, Мира и так далее.

Работа. В этот раздел включены сведения о работодателях, а так же о соискателях. Особое внимание будет уделяться молодежи, так как многие закончив учебное заведение не могут найти работы по специальности.

Связь с правительством. В этом разделе жители Казани смогут оставить свой вопрос вышестоящему руководству и в ближайшее время получить ответ, а так же предложить решение актуальных проблем.

Информация для определенных категорий граждан. Здесь дается информация об интересных и актуальных проблемах волнующих граждан Казани.

По целому ряду социально-ориентированных направлений Минтрудом России ведутся централизованные информационные разработки. В этом они нам помогут анкета, которая будет заполняется при регистрация. Были предусмотрены работы по сопровождению и развитию программных комплексов:

— «Адресная социальная помощь»;

— «Региональное социальное законодательство»;

— «АРМ назначения и выплаты пособий»;

— «Подготовка, контроль и обобщение данных статистической отчетности по пенсионному обеспечению, медико-социальной экспертизы и социальной защиты населения»;

— «Подготовка, контроль и обобщение данных статистической отчетности по семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»;

— «Учет ветеранов и участников ВОВ»;

— «Информационный комплекс бюро медико-социальной экспертизы».

А так же для соискателей работы будет окно работа, где он сможет оставить резюме и так же просмотреть предложение работодателей.

Эффективность организации процесса разработки и сопровождения ПО в органах социальной защиты населения:

1) размещение служб разработки, внедрения и сопровождения в одном месте, близко к заказчику, способствует выработке правильного подхода к реализации поставленной задачи и оперативное ее выполнение;

2) разработка на региональном уровне приводит к оперативному отражению всех федеральных и региональных нормативных актов в программном обеспечении;

3) размещение разработчиков внутри автоматизируемой службы обеспечивает быстрое получение квалифицированных консультаций и методических рекомендаций.

Применение компьютерных технологий социальным работником имеет следующие положительные моменты:

— возрастает продуктивность его работы за счет устранения элементов рутинности труда (заполнение стандартных форм, проведение механического подсчета и др.), то есть за единицу рабочего времени он в состоянии выполнить больший объем работы;

— имеют адресную нацеленность на конкретного клиента при определении видов предоставляемой ему социальной помощи;

— появляется возможность составления «портрета социальных проблем» семьи, а не отдельного ее члена, это, в свою очередь, позволяет решать социальные проблемы семьи в комплексе;

— уменьшается количество механических ошибок, допускаемых при составлении справок, отчетов и другой документации.

Также существуют отрицательные стороны использования компьютерных технологий, присущие этому субъектному уровню:

— наблюдается низкая компьютерная грамотность работников социальной сферы;

— для технологического насыщения социальной работы компьютерными; технологиями требуется иная, чем при традиционных технологиях, логика мышления;

— изменяется коммуникационная сфера социальной работы, что выражается в уменьшении непосредственных контактов с клиентами и коллегами (для специалиста, работающего преимущественно с: базами данных, происходит «обезличивание» клиента).

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что на современном уровне развития социальной работы и при нынешнем техническом сопровождении учреждений социальной сферы компьютерные системы в социальной сфере России в большинстве случаев выполняют лишь информационно-справочные и контрольные функции, в основном доступные первому субъектному уровню (менеджерам). Социальные работники используют КТ лишь в небольшой области практики (пенсионные фонды, отдельные учреждения социальной сферы).

Применительно к третьему типу субъектов социальной работы компьютерные технологии оказывают следующее положительное воздействие:

— повышают информированность клиента, причем главным условием здесь выступает доступность технической периферии и оперативность размещаемой в системе информации (справочные терминалы);

— обеспечивают оперативность получения ответа на запрос клиента;

— сокращают время получения социальной поддержки при появлении в социальном агентстве требуемых ресурсов;

— помогают адаптироваться людям с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, эти технологии будучи клиентоцентрированными обеспечивают адресность социальной помощи.

Заключение

Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире – без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, Интернет объединяет более ста стран мира. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития.

Социальная сфера включает множество составляющих, таких как культура, здравоохранение, спорт, пенсионное обеспечение, образование и т.д. и т.п. Взаимное влияние состояния социальной сферы на решения градостроительных вопросов, жилищно-коммунальной реформы, торговой и промышленной политики огромно и значит надо найти методологические основы анализа этого взаимного влияния. Решение проблемы эффективного управления социальной сферы без использования средств автоматизации не возможно.

Фактически в каждом социальном учреждении стоит своя информационная система позволяющая управлять им как объектом управления, а собранная информация со всех учреждений дает уникальную возможность определения эффективности деятельности практически всей системы социальной защиты населения.

Делая выводы, необходимо сказать следующее:

-на сегодняшний день, отсутствие единой правовой и семантической базы позволяет существовать огромному количеству дублированной информации, что чрезвычайно усложняет и запутывает поиск и обработку данных;

-не на федеральном, не на областном уровне в настоящее время нет единого подхода к вопросам развития информационного обеспечения страны и регионов.

На основании выводов необходимо решать следующие вопросы:

-разработать и принять федеральную Программу об информационном развитии;

-принять городскую и районную программу информатизации органов управления на муниципальной основе.

Библиографический список

1.Абдеев, Р.Ф. Философия новой информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС

2.Хохлова, М.М. Значение информационных технологий в функционировании и развитии социальной сферы региона//Социальные технологии, исследования. – М.: 2009. – №2. – С.64-71.

3.Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. — М.: Высшее образование, 2006, 480 с

4.Абрамович, Д.Л. Информационное обеспечение муниципального управления / Д.Л. Абрамович. — Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. — 241с.

5.Корнеев, И.К. Информационные технологии в управлении / И.К. Корнеев. — М.: ИНФРА-М, 2005.- 562с.

6.Могилев А.В., Листрова Л.В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика. — М.: БХВ-Петербург, 2006.

7.http://pravo.gov.ru/ Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации

8.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: base.garant.ru/12148555/ixzz3YTMraxuW

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!